Воспитание мальчика 5 6 лет психология. Советы психолога родителям пятилетних малышей. Поведение и воспитание

Воспитание ребенка 5 лет имеет некоторые особенности. Прежде всего, в этом возрасте у малыша вырабатывается определенный стереотип поведения. Ребенок уже много знает и умеет, но его память еще очень рассеяна. Родители постоянно вынуждены напоминать ему, что он должен помыть руки, почистить утром зубы, убрать игрушки, застелить кровать и др. Собственно, родители здесь должны иметь большое терпение и постепенно вырабатывать в малыше эти последовательные действия.

Нередко подобные напоминания сопровождаются нежеланием ребенка выполнять определенные действия, что влечет за собой споры и пререкания. Это совершенно не значит, что у вашего ребенка слишком упрямый характер, просто в этом возрасте пререкание и упрямство свойственно практически всем детям.

В воспитании ребенка 5-6 лет следует также учитывать разницу во взглядах на жизнь взрослых людей и детей. Взрослые люди способны сопоставить сам поступок и последствия, которые он может повлечь за собой, а дети живут настоящим моментом и не способны анализировать ситуации. Именно эта разница в жизненных позициях зачастую и приводит к противостоянию взрослых и детей.

Воспитание ребенка 5 лет: общение

При воспитании ребенка 5-7 лет обязательно следует учитывать особенности его поведения в обществе. В этом возрасте малыш уже достаточно адаптирован, а обществом является его семья, группа в садике и друзья, с которыми он гуляет во дворе или на детской площадке.

Малыш в 5 лет не боится идти на контакт, выражать свои желания, попросить или поблагодарить за что-то, умеет делиться игрушками с друзьями. Именно это и называется коммуникабельностью.

Иногда можно наблюдать, что некоторые дети данного возраста проявляют агрессию к окружающим. Родители обязательно должны обратить на это внимание и постараться выяснить причину. Следует поговорить с малышом и попытаться объяснить ему, что драться – это плохо.

Однако данная ситуация не касается вопроса, когда необходимо дать кому-то сдачи. Очень важно научить ребенка давать сдачи, особенно мальчика.

Воспитание ребенка 5 лет: наказание и поощрение

Редко когда воспитание ребенка 5-6 лет может обойтись без наказания. Хотя психологическое и физическое воздействие на ребенка современным обществом осуждается, достойной альтернативы данным методам еще, к сожалению, не придумали. Следует наказывать ребенка правильно. Ни в коем случае не ругайте его за шалости. В данном случае придется неоднократно объяснять малышу, что его поступок причиняет людям неудобство и может иметь нежелательные последствия. И только в том случае, если ваш малыш после нескольких подобных объяснений не послушался вас, тогда можно прибегнуть к наказанию.

Само наказание может быть как психологическим, так и физическим.

К психологическому наказанию можно отнести нежелание общаться с ребенком тогда, когда он к вам обращается. Объяснить это можно следующим образом: «ты же меня не слушаешь, так почему я тебя должен слушать?». Как правило, это очень эффективный метод и ребенок стремится самостоятельно выйти на контакт.

Вторым вариантом психологического наказания, применяемого в воспитании ребенка 5-7 лет, может стать запрет или ограничение просмотра мультфильмов или игр за компьютером.

К физическим методам наказания относится ограничение свободы ребенка (поставить малыша в угол) либо телесные наказание (розги, ремень). Следует отметить, что последняя форма телесного наказания должна применяться крайне редко и только в исключительных случаях.

Иногда ребенок может быть слишком балованным вследствие рассеянного внимания и усталости. В этом случае нельзя наказывать малыша, а следует пересмотреть режим дня и давать ему больше времени на отдых.

Воспитание ребенка не принесет положительного эффекта, если наказание будет неадекватно поступку, или сам процесс наказания будет неправильным. Ни в коем случае нельзя наказание откладывать. Ребенок очень быстро забывает свои поступки и впоследствии просто не сможет понять, а за что же его наказывают.

Также не стоит разбрасываться пустыми угрозами, иначе очень быстро ваш ребенок перестанет на них реагировать вообще.

Очень часто детей наказывают за вранье. Но это не совсем правильно. У детей очень развита фантазия и иногда они просто путают реальность и выдумку. Взрослым тяжело понять своих детей в силу того, что груз проблем заставляет их мыслить приземленно. Ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он врунишка, просто скажите, что он фантазирует или придумывает. Если же вы видите, что ребенок обманывает вас специально, то необходимо объяснить ему на доступном примере последствия лжи.

Воспитание ребенка 5-7 лет не может обойтись без поощрений. Это могут быть обычные слова похвалы в адрес ребенка либо же разнообразные подарки за примерное поведение. Однако психологи не рекомендуют награждать детей слишком шикарными подарками. Прекрасно подойдут различные принадлежности для рисования, лепки, конструкторы, пазлы и т.д.

К началу старшего дошкольного – младшего школьного возраста, у ребенка уже достаточно интенсивно развивается произвольная память, а также намеренное запоминание. Это происходит благодаря активной игровой деятельности и специально организованному обучению.

Ребенок в 5-6 лет переходит на новый уровень психологического развития

Развитие познавательных процессов в 5-6 лет

Происходит формирование наглядно-образных форм мышления детей. Благодаря этому ребенок уже не нуждается в самом предмете для осуществления мыслительных операций. Это значительно расширяет теоретическое мышление ребенка.


Психическое развитие детей — закономерности

Воспринимая предметы зрительно, на слух, при помощи тактильной чувствительности, ребенок уже использует имеющуюся в его памяти базу сенсорных эталонов.

Это дает ему возможность не только воспринимать по отдельности, но также и оценивать отдельные свойства предметов (например, длину, ширину, высоту и т.д.). Представление ребенка 5-6 лет о предметах становится значительно точнее.


Познавательная активность в этом возрасте очень высокая

Речь детей становится более связной, ее грамматический строй совершенствуется. Эгоцентризм речи сходит на нет. Она становится не только средством коммуникации, но также и важным орудием мыслительного процесса.

В дошкольном детстве также развивается и совершенствуется качественно новый процесс, к этому возрасту начинающий играть ключевую роль в развитии ребенка – воображение.

Оно может носить как познавательный, так аффективный характер. То есть, в зависимости от ситуации может как способствовать интеллектуальному развитию ребенку, так и становиться источником положительных эмоций.

В целом, познавательная активность детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему высокой. Ребёнок задает взрослым много вопросов, он старается как можно глубже изучить окружающий его мир.


Не оставляйте вопросы детей без внмиания

Совет родителям: В этот период как нельзя важно не только не погасить в нем потребность в развитии, но и обеспечить ей должные условия в будущем.

Общение в старшем дошкольном возрасте

По мере того, как речь ребенка развивается, ему становятся доступны все новые и новые формы взаимодействия с окружающими. В частности, психология детей возраста 5 6 лет предполагает наличие двух базовых формы общения:

  1. Внеситуативно-познавательное общение осуществляется преимущество со взрослыми или детьми более старшего возраста. Целью такого общения является расширение представлений ребёнка об окружающем мире, а мотивом – присущее детям этого возраста любопытство и любознательность.
  2. Внеситуативно-личностное общение развивается и начинает проявляться через пару лет, либо несколько позже. У детей появляются новые темы для разговоров. Их интересуют увлечения друг друга, интересы, они говорят о своих родственниках, друзьях и других близких людях.

В 5-6 лет появляются постоянные друзья

В старшем дошкольном возрасте у детей формируются такие значимые для общения качества, как способность к сопереживанию, сочувствию. Проявляется эмпатия – способность понять настроение собеседника и вести себя в соответствии с этим. Каждый сверстник приобретает в глазах ребенка индивидуальные черты, у ребенка формируются круги общения (близкие друзья, приятели и т.д.).

В младшем школьном возрасте круг значимых лиц для ребенка расширяется, дополняясь уже школьными учителями, одноклассниками и т.д.

На основе восприятия ребенка его окружением у ребенка формируется самооценка, которая выражает его отношение к самому себе. Впоследствии на самооценке ребенка будут сказываться главным образом его достижения, а также уровень самопритязаний. Но в этом возрасте на самооценку влияет то, каким ребенка видят его близкие и родные.

Совет: Старайтесь искренне радоваться всем достижениям юного члена вашей семьи, и не упускайте возможность хвалить его даже за незначительные успехи. Это никогда не будет лишним.

Игровая деятельность в возрасте 5-6 лет

Также как и раньше, ведущим видом деятельности в возрасте от 5 до 6 по-прежнему остается игра. Однако по мере взросления ребенка она приобретает новые, ранее не характерные ей черты.

Сюжетно-ролевые игры детей наиболее активно входят в жизнь ребенка начиная со старшего дошкольного возраста.


Пункты мониторинга развития ребенка в 5-6 лет

Их отличительной особенностью становится то, что ребенок уже не выполняет определенный набор действий, а моделирует свое поведение, подстраивая под роль, которую играет. В игре проявляются такие черты, как сюжет и содержание. Содержание игры показывает, что именно лежит в основе игровых действий. Как правило, дети способны уловить лишь видимую, внешнюю сторону, однако они достаточно четко понимают, что делают представители тех или иных профессий, различных социальных групп и т.д. Сюжет позволяет структурировать игру, упорядочить действия ее участников.


Сюжетно-ролевые игры выходят на первый план

Обладая достаточным опытом предметной деятельности, дети 5-6 лет активно используют в процессе игры не только сами предметы, но и их замещающие. Таким образом происходит формирование мнимой ситуации (или воображаемой), где ребенок использует уже имеющийся и приобретает новый опыт. Тем не менее, взаимоотношения детей носят вполне реальный характер.

Кроме того, участвуя в сюжетно-ролевых играх, ребенок учится согласовывать и координировать свои действия с другими участниками процесса, приобретая важные для себя навыки социализации.


Специфика игры — перечень характеристик

Обобщая роль игры, мы можем обозначить ее главные функции в старшем дошкольном периоде:

  1. Игра способствует развитию произвольности психических процессов.
  2. Происходит преодоление эгоцентризма мышления. Ребенок учится принимать точку зрения других людей и мысленно вставать на их место.
  3. Развивается творческое начало в ребенке.
  4. Усиливается знаковая функция речи.

Другие виды деятельности в дошкольном периоде

В старшем дошкольном и младшем школьном периоде также интенсивно развиваются следующие виды деятельности:

  1. Изобразительная деятельность. Если ранее рисунки состояли главным образом из заимствованных графических шаблонов, общих практически для всех детей, то к 5-6 годам они приобретают уже более выраженные индивидуальные черты. изображение начинает включать в себя гораздо большее количество деталей, оттенков цвета. На характер рисунка начинает оказывать все более существенное влияние пол ребенка, социальная ситуация вокруг него и т.д.
  2. Учебная деятельность. В старшем дошкольном возрасте происходит подготовка ребенка к началу школьной жизни. Однако, наряду с интеллектуальной активностью, немаловажную роль играет также мотивационная основа, физическая и социальная готовность к школе.

Подготовка к школе — важный момент в развитии реберка

Основные задачи воспитания

Мальчик или девочка в возрасте 5-6 лет должны быть воспитаны таким образном, чтобы к началу школьного возраста были решены следующие задачи

Несмотря на то, что ребенок обладает еще достаточно скромным жизненным опытом, а критичное восприятие себя и окружающих еще не выработано, очень важно позаботиться о том, чтобы ребёнок начал проявлять самостоятельность. Для этого очень важно создать максимально доверительные отношения со своими детьми. В семьях, где родитель занимает позицию недосягаемого авторитета, ребенок 5-6 лет будет ощущать себя полностью зависимым от него и даже не попытается высказать собственное мнение, принять решение и т.д.


Воспитание самостоятельности начинается с навыков самообслуживания

Воспринимая родителя как близкого друга, готового в любой момент оказать ему поддержку и помощь, ребенок не будет бояться ошибок.

А это – первый шаг к обретению ребенком самостоятельности, независимости, готовности принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Работа с самооценкой

После того, как статус ребенка в коллективе сверстников растет, его самооценка перестает зависеть от его восприятия родителями. Именно поэтому так важно уже в раннем возрасте поддерживать ребенка, помогая ему поверить в себя. Однако стоит помнить о том, что работа с самооценкой разнополых детей требует разного подхода: мальчик значительно отличается от девочки.


Самооценка в 5-6 лет играет важную роль в развитии детей

И если хваля девочку нужно делать акцент на ее человеческих качествах, мальчик 5 лет должен получать поощрение за конкретные достижения – такова психология гендерных различий.

Кризис дошкольного детства

Психология детского возраста признает, что кризис дошкольного возраста наступает приблизительно в 5-6 лет. В этот период поведение детей отличают следующие черты:

  1. Утрата детской непосредственности. Усвоение ряда шаблонов поведение, стремление вести себя определенным образом в том или ином окружении.
  2. Первые проявления в поведении своенравия, аргументированного негативизма и упрямства, корыстолюбия.
  3. Подчеркнутое подражание взрослым. Стремление выйти за рамки своей возрастной группы – довольно типичное желание детей от 5 лет
  4. Стремление к автономности и независимости.

Кризис дошкольника возникает из-за того, что он себе кажется уже достаточно взрослым

В отличие от других периодов, в жизнь детей начинают входить существенные ограничения, которые усилятся в ближайшем будущем (в частности после похода ребенка в школу). Осознание этого делает переживание кризиса сложнее. Однако родитель может помочь ребенку преодолеть этот непростой для него период.

Вот и наступило то долгожданное время, когда вы и кроха пережили кризис трех лет. Малыш подрос и стал самостоятельнее. Воспитание ребенка 5 лет базируется на тех же принципах, что и в младшем возрасте. Однако имеет ряд особенностей, на которых мы остановимся в этой статье.

Стоит отметить, что к этому возрасту у ребенка уже практически сложилась определенная манера поведения. Он многому научился, большинство заданий может выполнять самостоятельно. Однако малыш по-прежнему рассеян, и родители должны регулярно напоминать ему об элементарных правилах гигиены, правильном поведении со сверстниками и взрослыми.

Продолжается формирование личности, определение своего места в социуме, осознание собственных возможностей. Наступает еще один переломный этап в формировании ребенка – его начинают готовить к обучению в школе.

К этому времени малыш свыкся с мыслью о том, что ему необходимо посещать детский сад, а маме ходить на работу. Несмотря на это, он все больше начинает требовать внимания, которое родители не всегда могут уделить ему в нужном количестве.

Воспитание мальчика 5 лет существенно не отличается от воспитания девочки. Различаются особенности их характеров.

Девочки более усидчивые и терпеливые, послушные и аккуратные. Мальчики активные и энергичные. Хотя подобное деление относительно, ведь все дети разные.

Воспитание детей в этом возрасте не имеет четкого полового различия.

Особенности общения

Пятилетний возраст – период интенсивного общения со сверстниками. Малыш достаточно адаптирован к социальному окружению и имеет представления о правилах поведения в нем.

В этом возрасте кроха сознательно и без боязни идет на контакт с детьми и взрослыми, умеет сформулировать просьбу или выразить благодарность.

К этому времени у него, как правило, пропадает агрессивное чувство собственности, и он с удовольствием делится игрушками с друзьями. То есть малыш становится все более коммуникабельным.

Однако не все малыши доброжелательно общаются со сверстниками. Некоторые дети пытаются самоутвердиться за счет других, проявить лидерство, продемонстрировав физическую силу.

В такой ситуации родители должны обязательно выяснить, что побуждает малыша вести себя агрессивно, какова причина его негативного отношения со сверстниками.

Семья должна внушить крохе, что его любят и понимают, смогут помочь разобраться с тем, что его волнует. Главная задача родителей — научить ребенка решать конфликтные ситуации мирным путем.

Мнения родителей различаются, когда речь заходит о том, стоит ли давать сдачу. Одни предполагают, что физическое воздействие недопустимо и в этом случае. Другие уверенны, что умение дать отпор обидчику – важное качество самостоятельного человека, особенно если речь заходит о мальчике.

Каждый из них по-своему прав. Психологи считают, что кроха должен уметь противостоять агрессии. Будет он это делать в физической форме или моральной, зависит от характера малыша. Однако противодействие быть должно, иначе ребенок вырастет неспособным противостоять жизненным трудностям.

Наказание и вознаграждение

Воспитывать кроху без наказания невозможно: это неотъемлемая часть общего воспитания. Однако важно понимать, какое наказание будет правильным, а какое может причинить психологическую травму.

Различают два вида наказания:

  • Психологическое;
  • Физическое.

Сразу следует оговориться, что прибегать к наказанию следует только после использования убеждения и объяснения. Малышу следует объяснить, какие его действия неприятны для окружающих, какие последствия они могут принести. И только если эти методы не будут иметь действия, следует прибегнуть к наказанию.

Психологическое наказание ребенка может быть следующим:

  • Отказ от общения с малышом.

При этом мама или папа должны объяснить, что не желают общаться с крохой до тех пор, пока он не станет прислушиваться к их словам. Чаще всего этот метод оказывается очень действенным: малыш будет всячески стремиться завоевать расположение родителей.

  • Запрет или ограничение.

Родители объясняют, что поиграть в любимую игру на компьютере или посмотреть мультфильмы ребенок сейчас не сможет, так как он плохо себя ведет. Причем нужно конкретно объяснить малышу, что он неправильно делает (разбрасывает игрушки, не послушался маму и т. д.)

Физическое наказание используют в двух формах:

  • Ограничение свободы передвижения.

Ребенка ставят в угол или просят находиться одному в комнате какое-то время, чтобы он осознал свои ошибки.

  • Телесные наказания.

Данное наказание не требует пояснения. Оно использовалось еще нашими предками в качестве основного метода воспитания. Но психологи считают, что данный вид наказания не приемлем, так как может вызвать не только физические, но и моральные страдания, которые могут перерасти в серьезные психологические нарушения.

Основные правила, которыми должны руководствоваться родители, наказывая ребенка:

  • Ни в коем случае ребенка нельзя ругать прилюдно;
  • Наказание должно соответствовать тяжести провинности;
  • Нельзя откладывать наказание. Через несколько часов малыш уже не сможет понять, за что его наказывают;
  • Не стоит угрожать малышу наказанием, а потом не выполнять обещание. Кроха перестанет воспринимать замечания взрослых;
  • Не всегда нужно наказывать ребенка за обман. То, что взрослому кажется враньем, для малыша просто очередной полет фантазии. Ведь у детей в таком возрасте хорошо развито воображение, и они не всегда могут разграничивать реальный мир от выдуманного.

Правильное воспитание маленького человека в пять лет невозможно без похвалы и поощрения. Хвалить малыша нужно за каждый хороший поступок. Не стоит всегда сопровождать похвалу подарками, ведь у ребенка выработается ощущение, что за каждое хорошо выполненное задание родители обязаны ему что-то купить.

Компьютер в воспитании

В наше время компьютер стал неотъемлемой частью жизни.

Часто пятилетние малыши осваивают компьютерные игры раньше, чем учатся читать и писать. В этом есть свои плюсы и минусы.

Многие современные компьютерные игры разработаны специально для детей дошкольного возраста. С их помощью малыш может освоить счет, научить читать и узнать много полезной информации.

Однако бесконтрольное нахождение перед монитором компьютера приводит к тому, что крохи выбирают самостоятельно игры, которые не несут никакой образовательной нагрузки. Более того, они могут отрицательно повлиять на психику малышей. Игры, в которых происходит насилие, заражают агрессивностью детей.

Родители должны очень внимательно отнестись к выбору компьютерных игр, так как от них во многом зависит развитие способностей и поведения.

Более того, необходимо строго регламентировать время нахождения ребенка перед монитором. Малыш не должен играть более 20 минут в день. После компьютера целесообразно предложить крохе подвижные игры на свежем воздухе.

Готовимся к школе

Начиная с пяти лет, важно начинать психологическую подготовку малыша к обучению в школе. Она предусматривает следующие моменты:

  • Знание алфавита;
  • Обучение элементарным навыкам счета;
  • Развитие знаний о природе и ее обитателях;
  • Способствовать умению разбираться во времени суток, днях недели;
  • Прививать способность заниматься учебной деятельностью определенное время;
  • Проводить мини-занятия в игровой форме.

Личный пример

Семейный очаг- то место, которое служит защитой, опорой и поддержкой. С помощью семьи происходит становление личности.

Родители могут сколько угодно рассказывать малышам о правильном поведении, однако эти рассказы не будут иметь воспитательного значения, если взрослые не будут придерживаться тех правил, которым учат.

Воспитать малыша правильно можно только на собственном примере.

В возрасте 5-ти лет у ребенка наступает кризис, с трудностями которого приходится сталкиваться и самому малышу, и его родителям. В этот период дети часто капризничают, устраивают истерики по пустякам, а кто-то вообще замыкается в себе. Чтобы сложное время прошло легко и безболезненно, надо проявить огромное терпение по отношению к ребенку.

Постоянные истерики и капризы указывают на наступивший у ребенка кризис

Почему наступает кризис в 5 лет?

При нормальном развитии к пяти годам малыш уже не плохо разговаривает и способен рассказать о своих потребностях. Ребенку очень хочется казаться большим, быть похожим на взрослых. Можно часто наблюдать, как он подглядывает или подслушивает их разговоры, ему также интересно находиться в кругу сверстников.

Головной мозг уже достаточно развит, и малыш способен управлять своими эмоциями. Он понимает, что мальчики и девочки различаются между собой. Ребенку свойственно в этом возрасте проявлять фантазию и иметь собственное мнение об окружающем мире. Для данного периода характерно наиболее яркое проявление черт характера.

Детям интересно все, что происходит вокруг, они могут даже рассказывать вымышленные истории. В возрасте 5 лет для ребенка важно общение с другими детьми, однако он не всегда этого добивается, из-за чего может оказаться в одиночестве. Иногда у него просто нет возможности с кем-то поговорить об этом.

Все это может послужить причиной возникновения кризиса, при котором ребенок становится чересчур капризным и истеричным. Чтобы малыш не замкнулся в себе и легко пережил кризис, он должен находиться в комфортных для него условиях и всегда ощущать поддержку взрослых.



Ребенок замкнут, не хочет или не может ни с кем поговорить – еще одно обстоятельство, указывающее на кризис

Запаситесь терпением, ведь все в ваших силах. Не стоит сразу обращаться за помощью к психологу или другому специалисту. Иначе из-за посторонних людей ребенок может еще больше испугаться.

Сколько может длиться кризис?

Нельзя точно предугадать, когда именно наступит трудный период. Он может длиться от нескольких недель до нескольких месяцев, все зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка. Однако не нужно опускать руки, дайте малышу время, окажите ему поддержку, окружите заботой и любовью. В трудные моменты чадо особенно нуждается в вашем внимании и ласке.

Признаки начала кризиса

Кризис пяти лет имеет отличительные особенности, по которым его можно отличить от прочих кризисов в жизни ребенка:

  • если малыш вдруг стал менее разговорчивым, замкнутым, перестал разделять с вами радость за свои успехи и достижения, хотя раньше это делал;
  • если ребенок ведет себя неуверенно, выглядит напуганным, боится всего нового и неизвестного;
  • малыш раздражается и злится по пустякам, грубо разговаривает с взрослыми или со своими сверстниками (например, может разозлиться, если вы не дали ему любимую игрушку);
  • ребенок стал закатывать истерики по пустякам, долго плакать и капризничать (например, его может раздражать тот факт, что его заставляют спать в дневное время);
  • слишком часто ребенок копирует манеры взрослых и кривляется (изображает маму в процессе приготовления еды или уборки, или как папа что-то ремонтирует);
  • малыш отстаивает свою самостоятельность, хочет быть наравне со взрослыми, требует больше свободы (изъявляет желание, чтобы родители не гуляли с ним на улице).


В этот период ребенок везде и всюду пытается быть самостоятельным

Кризиса все равно не избежать, поэтому постарайтесь облегчить этот процесс для вашего крохи. Уделяйте ему больше внимания, принимайте участие в совместных играх, дарите ему свою любовь и ласку. Не относитесь слишком серьезно к его капризам и истерикам, ведь у вас больше опыта и вы в ответе за своего малыша.

В этот непростой период для малыша, доктор Комаровский призывает родителей действовать мягко, но в то же время настойчиво. Самая главная ошибка взрослых – угрожать и наказывать малыша, когда он капризничает. Это не выход из сложившейся ситуации. Комаровский рекомендует придерживаться следующих советов:

  • выясните причину такого поведения, возможно ребенку просто не хватает вашего внимания;
  • создайте комфортную и спокойную обстановку;
  • попытайтесь выяснить проблему, с которой столкнулся ребенок, и предложите решить ее вместе;
  • никогда не показывайте свой гнев и раздражение;
  • не ругайте и не кричите на малыша во время капризов и истерик, подождите, пока он успокоится, и спокойно поговорите с ним.


Внимание и забота помогут установить теплые отношения с ребенком

Что делать родителям?

Родители часто не знают, что им делать в такой ситуации. Просто нужно соблюдать некоторые правила, и вы добьетесь положительного результата. Во-первых, нужно выяснить причину появления кризиса:

  • ребенок хочет казаться взрослым, но у него это не выходит;
  • в возрасте пяти лет дети пытаются научиться контролю своих эмоций;
  • малыши начинают понимать разницу между противоположным полом;
  • дети фантазируют, и у них складывается иное мнение о жизни.

Родители должны придерживаться следующих правил:

  1. Уделяйте больше внимания ребенку: общайтесь, с интересом расспрашивайте о его делах, не забывайте рассказывать и о себе.
  2. Обязательно разъясните малышу, чтобы ему стало понятно, зачем вы что-то совершаете (к примеру, надо ложиться днем спать, так как это полезно для здоровья).
  3. Если ребенок проявляет агрессию и дерется, проведите с ним беседу о том, что так недопустимо поступать (рекомендуем прочитать: ).


Прислушивайтесь к ребенку, к его мнению, принимайте помощь малыша, тогда ваше чадо будет чувствовать себя нужным

Для малыша важно знать, что у вас серьезные намерения, и вы разговаривайте с ним на равных. Проводите с ним много времени, участвуйте в совместных играх, представьте себя тоже маленьким ребенком. Постарайтесь дать ему чуть больше свободы, не выказывая при этом свое волнение за него. Приучайте малыша к исполнению взрослых обязанностей, постепенно перекладывая на него часть из них.

Если ребенок не нуждается в вашей помощи, лучше не лезьте в его дела. Не запрещайте выполнять ему сложные поступки, пусть он сам поймет, что был не прав и зря не прислушался к совету взрослых. Оказывайте малышу поддержку и не забывайте похвалить его. Закройте глаза на капризы ребенка, кривляния и подражание взрослых. Если не заострять внимание на таком поведении, оно не войдет в норму.

По мнению психологов, самое главное во время кризиса у детей пятилетнего возраста – окружить ребенка любовью и заботой. Показывайте хороший пример для своего малыша.

Как вести себя с ребенком в 6 лет?

Если малыш к 6-ти годам еще не пошел в школу, надо его морально подготовить к ней. Ваша задача – рассказать ему, как правильно надо вести себя в школе, какой распорядок дня его ждет. Если у вас есть возможность, можете познакомить ребенка с его будущим преподавателем. Покажите ему, какой дорогой лучше всего будет добираться до школьного учреждения.



Проявляйте интерес к жизни ребенка, к его кружкам, школе и ко всему, что нравится самому чаду

Если же ребенок уже посещает школу, не забывайте похвалить его за хорошие отметки и новые достижения. Пусть он видит, что вы горды за него и не сомневаетесь в его способностях. С интересом расспрашивайте его, как прошел очередной день в школе, что нового он узнал на занятиях? Давайте адекватную оценку его поступкам. Если вам показалось, что малыш с чем-то не справился, мягко скажите ему об этом. В будущем ребенок постарается не допустить таких ошибок.

Обсудите с ребенком возможность посещения кружка, который ему интересен или какой-либо спортивной секции. В это время малыш стремится к новым знаниям, учебному процессу он уделяет особое внимание. Ему важно знать, что он занимается важными делами и ощущать, что окружающие в нем нуждаются. Дети, которые проявляют активность, добиваются успехов в спорте или наделены прочими талантами, заслуживают уважение в глазах сверстников. Для ребенка во время кризиса очень важно общаться и поддерживать дружбу со сверстниками.

Родители обязаны оказать малышу поддержку и помощь в самоутверждении как личности. Считайтесь с его мнением и выбором. Дайте ему чуть больше свободы. Если родители будут вести себя правильно, то и тяжелый период для ребенка пролетит легко и быстро.

Действия, которые родителям не следует совершать



Ни в коем случае не срывайтесь на ребенке, это может только усугубить проблему (рекомендуем прочитать: )

В сложный период для малыша родителям категорически запрещается совершать следующие действия:

  1. Не срывайте на ребенке свою злость и не проявляйте грубого отношения. С ним необходимо в спокойной обстановке провести беседу по поводу того, почему он не правильно поступил.
  2. Если ребенок ведет себя грубо, нужно объяснить ему, что такое поведение неприемлемо. Можно даже принципиально с ним не разговаривать, чтобы он почувствовал, насколько он обижает вас таким поведением.
  3. Если малыш повторяет за кем-то ругательное слово, не стоит его ругать. Попробуйте ему истолковать, насколько нехорошо употреблять это слово, или просто не обратите на это внимание, и ребенок больше не вспомнит про него.
  4. Действовать надо незамедлительно. Если вы видите, что малыш нуждается в вашей помощи, мгновенно окажите ее, а ваши дела никуда не денутся.

Ребенок должен чувствовать, что он занимает главное место в жизни родителей, что у вас всегда найдется для него время. Дайте понять малышу, насколько он вам нужен, и вы никогда не оставите его в трудной ситуации.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог

Возраст от 3-х до 6-ти лет - очень интересный и важный период в жизни малыша . Ведь именно сейчас ребенок переходит из состояния «малыш и мама одно целое» в состояние «я - отдельная независимая личность». И хотя независимость трехлетнего малыша еще, конечно, понятие достаточно условное, но то, что кроха меняется и взрослеет , с этим мы спорить не станем.

Как же именно это происходит, что поможет родителям понять, что их любимый малыш уже встал на путь взросления?

Основные признаки психологического развития трехлетнего малыша:

  • ребенок осознает себя как личность и начинает психологическое отделение от матери, именно с этим фактором связан возрастной кризис 3-х лет.
  • строит предложения с употреблением предлогов «Я», «ты» «он», «она». Раньше для описания действий ребенок использовал свое имя, например, говорил «Маша пошла», а теперь кроха говорит «Я пошла».
  • осознает свой пол и сознательно причисляет себя к мальчикам или девочкам. В этот период для ребенка характерны ролевые игры: с куклами в «дочки-матери» для девочек, с машинками, пистолетами и футбольным мячом - для мальчиков.

Рассмотрим основные моменты психологического взросления ребенка от 3-х до 6-ти лет подробнее.

Социализация

Начиная с трех лет, ребёнок начинает процесс выхода за пределы своего семейного круга и в жизнь малыша входит активное общение со сверстниками . Ведь недаром когда сыночку или дочке исполняется три годика, многие родители задумываются о том, что ребенку пора посещать , записывают его на курсы .

Что дает ребенку полноценное общение со сверстниками, чему он сможет научиться во время совместных игр:

  • подчинять свои желания общим правилам игры;
  • сформировать суть понятий «хорошо» и «плохо»;
  • познакомиться с эмоциями и поведением других детей;
  • стать более самостоятельным;
  • научиться новому.

В возрасте от 3-х до 6-ти лет, благодаря активной социализации, ребенок постепенно учится оценивать окружающий мир, людей, адекватно воспринимать собственные действия.

С возрастом у ребенка меняются сюжеты для игр : если в возрасте 3-4 лет они были ограничены подражанием взрослым, семейными, бытовыми сюжетами и содержали в основном предметные действия (кормим куклу, катаем машинку, строим домик из кубиков), то ребенок 5-6 лет, по мере взросления и освоения нового, обращает внимание на более сложные моменты, например человеческие отношения.

Также игра становится более длительной по времени:

  • в 3-4 года малыш может увлеченно заниматься одним делом не более 15 минут, затем ему необходимо переключиться на что-то другое;
  • в 4-5 лет одна игра может продолжаться 20-30 минут;
  • в 5-6 ребенок способен увлечься игрой на 30-40 минут, а после некоторого отдыха вернуться к ней, в случае если она интересна.

Психологические особенности

В возрасте от 3-х до 4-х лет у малыша формируется понятие интонации произносимых слов: ребенок в состоянии по голосу понять недовольство своим поведением, обиду, иронию, грусть.

В этом возрасте ребенок, в основном, уже не путает единственное и множественное число, женский и мужской род, умеет делить предметы на группы по различным признакам, но иногда может назвать вчерашний день завтрашним и наоборот, перепутать понятия «обед» и «ужин». Также затруднения у малыша вызывает необходимость понимать время по часам.

Ребенок открыт новым знаниям , живо интересуется, для чего предназначен тот или иной предмет и что из него можно сделать. Благодаря именно этому интересу некоторые малыши разбирают на части, а порой и ломают свои игрушки, для того, чтобы понять, как они устроены внутри.

Самостоятельность и желание делать все именно так, как ему хочется - достаточно острая тема в возрасте 3-4 лет. Родителям такого малыша необходимо набраться терпения и попытаться организовать ребенка с помощью постоянного ежедневного распорядка и слаженности своих действий, а также помнить, что несмотря на все протесты, если у малыша возникнут какие-то трудности или он почувствует себя усталым, маленький бунтарь, хотя бы на время, но обязательно вернется под родительскую опеку.

У ребенка в возрасте от 5-х до 6-ти лет достаточно развита , он легко запоминает стихи, рассказы, слова песен. В этом возрасте малыши легко осваивают , быстро схватывают новые слова, говорят достаточно бойко. Также малыш постепенно учится понимать причинные связи и отношения вещей: начинает сравнивать и сопоставлять явления, выделять их существенные признаки, оперировать понятиями «материал», «вес», «число».

В этом возрасте малыш не только активно наблюдает за происходящим вокруг, но и делает соответствующие логические выводы (например, под настроение может рассуждать на тему «зачем люди ходят на работу» или «почему я сегодня грустный»), повторяет услышанное и увиденное от других детей и взрослых.

Психолог Наталья Карабута рассказывает :«Некоторые родители, отдав после трех лет ребенка в садик, думают, что теперь развитием малыша будут заниматься специалисты, а они, наконец-то, смогут отдохнуть. Опасное заблуждение, ведь сейчас в жизни малыша начинается новый важный этап - первый период взросления. От того, насколько правильно в периоде от 3-х до 6-ти лет родители выстроят систему воспитания, напрямую зависит, насколько адекватной будет система ценностей малыша, когда он подрастет. В этом возрасте ребенок уже не верит взрослому на слово - он верит своим глазам, не подчиняется приказам, а требует от взрослого доверия, уважения и сотрудничества. Родителям важно научиться строить взаимоотношения с ребенком, понимать друг друга, быть на одной волне».